УЗ

247052, Республика Беларусь, Гомельская область,
г. Добруш, ул. Чапаева д.3

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Физическое насилие

Это все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения (избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.).

Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
частая задумчивость, отстраненность;
постоянная депрессивность, грустное настроение;
нежелание принимать участие в подвижных играх;
непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
терроризирование младших детей и сверстников;
чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
отчуждение от братьев и сестер;
жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
противоречивые чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
головная боль, боли в области желудка и сердца;
навязчивые страхи;
расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
прогулы занятий в учреждении образования;
внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Степу», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Становятся заметными изменения самосознания ребенка:

снижение самооценки;
отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
появляются мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причѐм порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

 

Эмоциональное и (или) психологическое насилие

выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.

Одним из распостраненных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования.

Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Таких, как ты, нужно убивать в маленьком возрасте», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.).

Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребѐнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребѐнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребѐнка:

беспокойство или тревожность,
длительно сохраняющееся подавленное состояние,
агрессивность, склонность к уединению,
чрезмерная уступчивость,
суицидальные угрозы или попытки,
неумение контактировать с другими людьми,
малое число друзей или их отсутствие,
проблемы с учѐбой,
низкая самооценка.

 

Неудовлетворение жизненных потребностей детей

является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребѐнка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей может привести к серьѐзной травме ребѐнка, его отставанию в развитии, к возникновению серьѐзных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти.

Сексуальное насилие

Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия.

Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка:

странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
жалобы на боль и зуд в области гениталий;
инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
недержание мочи;
болезни, передающиеся половым путем;
беременность.

К сексуальному насилию относится:

демонстрация взрослым человеком ребѐнку своих половых органов;
ласки и прикосновения к половым органам ребѐнка;
сексуальные игры и половой акт с ребѐнком;
демонстрация или просмотр с ребѐнком материалов порнографического содержания;
вовлечение ребѐнка в изготовление порнографической продукции;
вовлечение ребѐнка в занятия проституцией.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространѐнных видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребѐнком со стороны кровного родственника.

Буллинг

- это физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Ребенок подвергается насилию со стороны сверстников. Может проявляться как в форме постоянных «дразнилок», унижений и оскорблений, так и в виде избиений и физических издевательств. 

Эта форма насилия получила в среде подростков широкое распространение. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

физический – агрессия с компонентом физического насилия;
поведенческий – когда жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;
вербальный – унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

Насилие в интернет-пространстве (кибербуллинг),

 которое с развитием информационных технологий получает все большее распространение. Выделяется несколько видов:

1. Приставание или «обхаживание» в сети, которое называется «грумингом»- вхождение взрослого человека в доверие к ребѐнку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения.
2. Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения – буллинг в киберпространстве.
3. Показ и распространение материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребѐнку. Подростки получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, заняться нетрадиционными формами секса.
4. Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

В случае применения к вам фактов насилия или сведений о нем необходимо обратиться: по телефону 102 (дежурная часть РОВД);
8 801 201 5555 горячая линия по безопасному выезду, пребыванию за рубежом и противодействию торговле людьми, в том числе безопасности несовершеннолетних в сети Интернет;
при необходимости - обратиться за медицинской помощью в учреждение здравоохранение по месту пребывания.

247052, Гомельская область, г. Добруш, ул. Чапаева, д. 3